Лекция 44. Границы и зоны ответственности

Границы. Функции границ. Личностные и социальные границы. Виды нарушений границ. Зоны ответственности. Нормальные границы.

.be

1. Границы личности (психологические границы)

Границы личности – это условная черта разделения между своей и чужой личностью, выполняющая функцию контакта. Границы разделяют собственные мысли, желания, поступки, эмоции и т.д. и чужие мысли, желания, поступки, эмоции и т.д., и при этом через границу происходит взаимодействие и обмен мыслями и эмоциями.

Личностный границы отвечают на вопрос «Где Я и не Я?».

Есть два типа нарушения границ – разделения (нарушено разделение, где Я и не Я) и взаимодействия (нарушен контакт и нормальное взаимодействие).

Нарушение разделения: размытые границы (симбиотические отношения): недостаточная сформированность границ, человек не может различить, где заканчивается собственное «Я» и где начинается чужое. В таком случае человек может воспринимать чужие мысли, желания, чувства, поступки и т.д., как свои собственные (сужение границ) (Пример: испытывать стыд и вину за чужие плохие поступки). Также человек может наоборот, приписывать свои мысли, желания, эмоции, поступки и т.д. другим людям (расширение границ) (Пример: считать, что другие виноваты в том, что я чувствую – меня разозлили, ).

Нарушение контакта: а.) непроницаемые границы: недостаточно сформированная способностью ко взаимодействию с другими людьми. В данном случае человек неспособен распознавать чужие желания, чувства, намерения и т.д. и/или передавать и выражать свои мысли, эмоции, желания, намерения и т.д. Такой человек неспособен испытывать глубокие чувства к другим людям и принимать чувства других людей. Последствия: чувства одиночества, отчужденности и т.д. б.) открытые границы: слишком большая открытость перед другими людьми, нет контроля что можно брать от других людей, а что давать им, «психологический стриптиз». Последствия: повышенные чувства тревоги, переживания за других, уязвимости и т.д.

Нормальные границы личности. Здоровая зрелая личность характеризуется способностью с одной стороны четко разделять, где заканчивается собственное «Я» и начинается чужое «Я» (разделять собственные и чужие мысли, эмоции, желания, поступки), с другой стороны развитой способностью взаимодействия с другими людьми, включающей способностью распознавать реакции чужого «Я» (к примеру, проявления чужих эмоций) и способностью передавать собственные посылы (к примеру, адекватно выражать собственные эмоции).

2. Социальные границы и зоны ответственности

Социальные границы – это условная черта разделения своей социальной зоны ответственности и социальной зоны ответственности других людей (за что ответственен я в своих действиях, и за что ответственны другие люди), выполняющая функцию контакта.

Социальные границы отвечают на вопрос «Где Мое и не Мое?». Социальные границы разделяют мои-чужие вещи, обязанности, территорию, время и т.д. Мое это когда: 1.) я это приобрел (сделал, заработал, мне подарили и т.д.); 2.) я этим пользуюсь (присматриваю и т.д.); 3.) я установил правила пользования другими / санкции за нарушения (обозначил границы, договорился с остальными и т.д.); 4.) я способен это защитить.

Есть два типа нарушения социальных границ – разделения (нарушено разделение, где Мое и не Мое) и взаимодействия (нарушен контакт и нормальное социальное взаимодействие).

Нарушения разделения: захват и сдача границ.

Расширение границ. «Чужое это Мое». Человек вторгается в зону ответственности другого человека. Примеры расширения границ: копаюсь в чужом телефон; беру чужие вещи; считаю, что все свое свободное время, он должен проводить со мной и т.д.

Сужение границ: «Мое это Чужое». Человек отдает свою зону ответственности другому. Примеры сужения границ: не имею право голоса в семейных вопросах; мне говорят, куда пойти учиться; я не зарабатываю себе на жизнь.

Нарушение контакта: а.) блокада. Человек закрывает свою территорию от других, не взаимодействует с ними.  Примеры блоков: вы не имеете даже права попросить меня об одолжении, всегда говорю «нет!» и т.д.

а.) открытость. Человек полностью открывает свою территорию для других, не контролируя это. Примеры открытости: могут брать мои вещи, пользоваться моим временем и т.д.

Нормальные социальные границы. «Есть Мое, Есть Чужое, Есть общее, Есть обмен» Человек точно знает, где его зона ответственности, он готов ее защищать, но при этом взаимодействует с другими. При нормальных социальных границах всегда есть договоренность, что мое, а что чужое, а что общее.

3. Связь нарушений границ с употреблением

Зависимые обычно склонны к сдаче границ (при нарушениях разделения) и блоке и закрытости (при нарушении взаимодействия). Созависимые, наоборот, к расширению границ (при нарушениях разделения), и сверхоткрытости (при нарушении взаимодействия).

При нарушениях разделения употребление играет роль восстановления границ, помощника для выхода из под контроля другого. Для выздоровления необходимо учиться защищать свои границы и разделяться с другими без употребления.

При нарушениях взаимодействия употребление помогает установлению контакта. Для выздоровления необходимо учиться выстраивать близкий психологический и социальный контакт с другими без употребления.

4. Восстановление границ

  1. Обучение способности различать свою зону ответственности и чужую как в психологическом, так и в социальном плане.

Примеры: за свои чувства ответствен я, за чужие другой человек; меня не могут разозлить – я могу разозлиться; я не могу кого-то расстроить – человек может расстроиться.

  1. Обучение способности брать ответственность за свою зону ответственности (менять то, что могу изменить).

Пример: если я разозлился на кого-то, я беру ответственность за то, чтобы «привести себя в порядок», а не обвиняю другого человека; если человек поступает неправильно, это его ответственность, я на это реагируют только в той мере, в которой это задевает мою зону ответственности.

  1. Обучение способности различать, что происходит в чужой зоне ответственности.

Примеры: способность различать чужие чувства; заранее распознавать опасность нарушения договора с чужой стороны; здоровая осторожность.

  1. Обучение способности различать попытки нарушения своих границ  и способностей отстаивать их.

Примеры: способность сказать «Нет!» или «Да!»; своевременное проявление агрессии.

  1. Обучение способностям взаимодействовать с людьми, без нарушения их границ.

Примеры: предлагаю помощь, а не навязываю ее; в обучающих взаимоотношениях беру ответственность за качество обучения, а не за то, как выполняет работу ученик; высказываю неприязнь без требований измениться.

Задание для темы «Границы»:

  1. Вспомните случай сильных негативных чувств, вызванных другим человеком. Проанализируйте, как тут были нарушены личностные границы (где вы взяли ответственность за личность другого человека и/или сняли ответственность с себя?). Как можно восстановить границы?
  2. Вспомните какой-нибудь неудачный конфликт с другим человеком. Проанализируйте, как тут были нарушены социальные границы (где вы взяли ответственность за чужую зону ответственности  и/или сняли ответственность со своей?). Как можно восстановить границы?
  3. Вспомните пример «сложных» взаимоотношений с кем-либо. Набросайте примерный план восстановления границ во взаимоотношениях с этим человеком, пользуясь  пятью шагами по обучению в восстановлении границ.