Лекция 26. Нарушения эмоций у зависимых

Этапы процесса развития эмоции. Нарушения эмоционального процесса. Методы работы с эмоциями. Цикл контакта.

.be

1. Процесс развития эмоции

Первый этап – эмоциональная оценка. Сравнение ситуации с ожиданиями от нее и с системой ценностей. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. Эти эмоции выражают субъективное отношение к ситуации и зависят от ценностей конкретного человека. Они не есть выражением какой либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. В норме оценочная эмоция длиться в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация Сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями (событие на 2 балла реакция на 8), затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10 сек., а дольше), отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются, сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую).

Второй этап – регуляция действий. Эмоции дают энергию (заряд) для выполнения действия, организуют его, направляют. На этом этапе происходит оценка, насколько необходима эмоциональная энергия для действия. В норме человек испытывает те эмоции, которые помогают ему действовать и не испытывает тех, которые мешают: несовпадение деятельностных эмоций по времени с самими действиями (эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения); несовпадения эмоций по уровню с необходимыми усилиями (ситуация требует 2 балла эмоций, а их 8 и наоборот); несовпадение вида эмоций с необходимыми действиями (в действиях, где нужна злость, испытывается грусть).

Третий этап – этап формирования тонуса настроения. Этапом приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются эмоциональные выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение).

2. Методы восстановления эмоций

Переоценка соответствия эмоции ценностям.

По правилу Осознанность, Ответственность, Оценка следует: осознать вид и уровень эмоции (в баллах от 0 до 10), а также насколько угрожающа ситуация (в баллах от 0 до 10); взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить уровень эмоций в соответствие с уровнем ситуации.

Шкала угрозы ценностям:

10 – угроза своей жизни;

9 – угроза жизни близки;

8 – глобальная угроза здоровью (инвалидность);

7 – глобальная угроза здоровью близких (инвалидность близких);

6 – угроза потери семьи;

5 – угроза потери свободы (тюрьма);

4 – угроза потери работы (увольнение);

3– крупные денежные потери;

2 – средние денежные потери (до 1 зарплаты), простые заболевания (простуды) и т.д.

1 – мелкие неприятности.

Переоценка полезности эмоции в действиях.

По правилу ООО следует: осознать вид и уровень эмоций; взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить, какие эмоции полезны в предпринимаемых действиях. В ситуациях, которые не в силах изменить, следует учиться эмоционально принимать. Критерии полезности эмоции: 1.) эмоция по виду соответствуют необходимым действиям; 2.) ситуацию возможно изменить с помощью действий; 3.) уровень эмоций достаточен для действий и помогает им (не выше и не ниже).

Техники завершения эмоций.

После завершенного дела сделать перерыв, осознать свое эмоциональное отношение к сделанному делу, по необходимости его пересмотреть. Начинать следующее дело после того, как предыдущее дело эмоционально принято.

Техники писем: написать письмо, в котором выражаете незавершенную эмоцию (обиду, горечь, злость и т.д.). Письмо перечитывается (можно несколько раз), потом сжигается.

«Горячий стул». На пустом стул представляется человек, эмоции к которому в какой-то ситуации не завершены, и ему эти чувства высказываются.

На первых двух этапах выздоровления (минимум год) следует работать только с ситуационными эмоциями на уровне «здесь и сейчас» (не погружаясь глубоко в прошлое и не идя далеко в будущее), кроме специальных заданий, которые дает психолог, консультант, наставник.

3. Цикл контакта

Есть другой взгляд на стадии эмоционального процесс – с точки зрения, как человек входит в контакт, находится в контакте и выходит из контакта. Этот процесс называется циклом контакта.

1.) Предконтакт. Стадия, когда человек эмоционально оценивает того, с кем собирается вступить во взаимодействие. Норма – достаточная оценка (доверие, осторожность, стремление, надежда, разумные опасения). Два вида нарушений: а.) быстрый предконтакт, человек недостаточно хорошо проводит оценку; проявления – импульсивность, влюбчивость, необдуманность, вспыльчивость и т.д. б.) медленный предконтакт, человек чересчур проводит оценку; проявления – подозрительность, тяжелый подъем, дистанцированность, тревожность и т.д.

2.) Контакт. Эмоциональная стадия, когда человек находится во взаимодействии. Норма – взаимодействие на равных (уважение, уверенность, энтузиазм, принятие, любовь и т.д.). Нарушения: а.) сильный контакт, человек подавляет другую территорию; проявления – гордыня, завышенная самооценка, злость и т.д. б.) слабый контакт, человек сдает свою территорию; проявления – жалость, заниженная самооценка, обида и т.д.

3.) Постконтакт. Эмоциональная стадия, когда человек выходит из взаимодействия. Норма – стадия завершения и приобретения опыта (адекватная грусть, светлые воспоминания и т.д.). Нарушения: а.) быстрый постконтакт, выход из взаимодействия без должной подготовки, обрыв; проявления – равнодушие к прошлым контактам (плевать на прошлое), «надоело – бросил» и т.д. б.) медленный постконтакт, сложно выйти из взаимодействия; проявления – зависания в прошлом, трудно завершить дела, сожаления, чрезмерные оплакивания и т.д.

У зависимых не просто нарушения какой-то из стадий цикла контакта, а отсутствие одной из них (у наркозависимых обычно ранних стадий – предконтакта, у алкозависимых поздних стадий – постконтакта) из-за чего эмоциональный процесс не завершается. Зависимый с помощью употребления достраивает свой цикл контакта. Если употребление прекращается, эмоциональный процесс не идет, что заставляет зависимого обратно возвращаться к употреблению. Выздоровление – восстановление цикла контакта в трезвой жизни.

 

Задание для темы «Эмоциональный процесс»

1. Приведите пять примеров того, как различные эмоции были причиной вашего употребления? Приносило ли употребление облегчение? Чем вы в итоге платили за это эмоциональное облегчение в каждом случае (негативные последствия употребления)? Как в каждом случае можно было иначе поступить с вашим эмоциональным состоянием? Заполните таблицу.

Событие

Эмоциональное состояние

Употребление и его последствия

Как можно было изменить эмоции иначе?

 

 

 

 

2. Опишите ваше эмоциональное состояние во время «отходняка» от употребления (похмелья, кумара). Перечитывайте это описание, когда вам захочется изменить свои эмоции с помощью употребления.
3. Опишите 5 ситуаций, когда эмоции по уровню не совпадали с ситуацией. Как можно было переоценить уровень эмоций?
4. Опишите 5 ситуаций когда эмоции не помогали вашим действиям. Как можно было изменить полезность эмоций?
5. Напишите письмо, в котором вы выражаете незавершенные эмоции. Прочитайте это письмо, а потом сожгите.